КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА КРЫМА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ И ПРИРОДООХРАННЫЙ АСПЕКТЫ

СОNCEPTUAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT  OF THE TOURISM SECTOR OF CRIMEA: INSTITUTIONAL AND ENVIRONMENTAL ASPECTS

JOURNAL: CONSTRUCTION ECONOMIC AND ENVIRONMENTAL MANAGEMENT  Volume №3 (80), 2021

Section 3. Environmental economics

Publication text (PDF): Download

UDK: 628.49: 697.334

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

  1. Pashentsev A.I., » V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea»
  2. Garmider A.A., «V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea»

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2519-4453-2021-3-78-87

PAGES: from 78 to 87

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: tourism, public administration, resorts, water use, environment.

ABSTRACT (ENGLISH): The Federal Target Programs of the Russian Federation and the State Programs of the Republic of Crimea in the field of tourism were systematized, which made it possible to establish their characteristics and identify the objective need for implementation in order to achieve the goals set. The author’s vision is presented and the feasibility of assessing the state management of development in the field of tourism is justified from the point of view of solving a three-unit problem: institutionalization — analysis of the implementation of the federal target program of the Russian Federation and the State PRC, a study of regional water use based on an aggregated indicator of water use, a study of the state of the environment based on a comprehensive indicator of its protection. The approach to the development of the tourism sector of Crimea is justified on the basis of: doctoral sectors of the economy — the tourism sector — related sectors of the economy working in tourism.

ВВЕДЕНИЕ

Туристская сфера является динамично развивающейся в экономике Республики Крыма  (РК) даже в условиях действия санкций западных государств и пандемии Covid-19 она оказывает существенный позитивный вклад в ее социально-экономическое развитие, что подтверждают статистические данные по состоянию на 31.01.2021 г.: доля туристкой сферы в валовом региональном продукте РК 9,79%; занятость 5,29%; доля налоговых поступлений 6,36%; мультипликативный эффект 127,18 млн. руб, доля «тенизации» сферы туризма в РК 32,09%, что существенно ниже показателя 2015 г., который составлял 68,39% [12,17]. Это стало возможным в результате своевременной разработки и принятия к фактической реализации государственных программ в сфере курортов и туризма как в Российской Федерации, так и в Республике Крым. Обращает на себя внимание слаженность действий руководящих и исполнительных органов федеральной и региональной государственной власти в Крыму в решении насущных вопросов, связанных с обеспечением системного развития сферы туризма. Это нашло отражение в проведении экстренного анализа состояния сферы туризма в 2014-2015 гг., разработке и принятии к исполнению Федеральных и региональных целевых программ 2016-2018 гг. с последующей их корректировкой с учетом возникающих в периоде времени новых рисков и неопределенностей, определением источников финансирования. Нужно отметить, что на реализацию  программы развития курортов и туризма в РК на период до 2024 г. выделено более 35 млрд. руб., в том числе средства федерального бюджета 32,27 млрд. руб., бюджета РК 2,44 млрд. руб., местные бюджеты 0,37 мрд. руб., а также дорожный фонд 0,528 млрд. руб. [8] В этой связи изучение вопроса государственного управления развитием сферы туризма в Республике Крым является актуальным.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данной научной статьи является систематизация регионального аспекта государственного управления развитием сферы туризма Крыма. Для ее достижения  решены следующие задачи: проведена систематизация государственных программ, оказывающих влияние на развитие туризма с выделением определяющих мотивов, исследованы точки зрения российских ученых относительно перспективности реализации государственных программ развития туризма Крыма, обоснована необходимость развития туризма в Крыму в контексте обеспечения рационального водопользования, охраны окружающей среды.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Изучение научных работ российских ученых по тематике настоящего исследования позволило прийти к выводу о наличии двух подходов относительно необходимости государственного управления непосредственно в сфере туризма. Учитывая, что сфера туризма относится к наиболее динамично развивающейся в Российской Федерации и Республике Крым, то рациональное стимулирование ее развития позволит решить ряд экономических задач, связанных с повышением занятости, включая сопутствующие туризму отрасли, а именно транспорт, торговля (розничная и оптовая), культура и искусство, общественное питание, связь, жилищно-коммунальное обслуживание (водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, теплоснабжение). Наличие связи между сферой туризма и сопутствующими отраслями экономики предопределило наличие двух точек зрения отечественных ученых относительно государственного управления развитием в сфере туризма. Можно выделить частный и общий подходы каждый, из которых отличается особенностями и имеет своих сторонников, и противников.

Частный подход состоит в проведении сравнительного анализа в периоде времени только сферы туризма на определенной территории, где размещены объекты инфраструктуры, которые предназначены для предоставления исключительно туристских услуг, связанных с лечением, оздоровлением, восстановлением физических кондиций человека. Здесь акцент делается на количественной составляющей рекреантов, размещенных в санаторно-курортных, специализированных, коллективных, малых средствах размещения, гостиницах. Так ученый П.Н. Востриков отмечает, что «оценить эффективность государственного управления в сфере туризма можно только в случае изучения загрузки рекреантами объектов инфраструктуры этой сферы. Здесь нужно провести дифференциацию по количеству рекреантов, размещенных в  разных средствах размещения и в периоде времени сопоставить полученные результаты» [11, c. 83]. Можно согласиться с данной точкой зрения, хотя она подвержена дискуссии. Несомненно увеличение количества рекреантов по отдельным видам средств размещения в годичном цикле может свидетельствовать о правильности принятых решений муниципальными и региональными органами исполнительной власти. Однако с нашей точки зрения повысить уровень доказательной базы относительно правильности принятия управленческих решений со стороны государственных органов исполнительной власти по стимулированию спроса на туристские услуги можно, используя показатели, характеризующие движение денежного потока – валовой доход субъекта хозяйствования, чистая прибыль субъекта хозяйствования, оборот предприятий туристской сферы, средний уровень заработной платы в этой сфере. В свою очередь ученый Е.Н. Данилов считает, что частный подход необходимо применять для каждого предприятия сферы туризма согласно принятой классификации и делать акцент необходимо на абсолютные и относительные показатели. В своей работе он отмечает, что «оценить эффективность принятых решений государственных органов в области управления сферой туризма необходимо, применяя развернутую систему показателей в разрезе видового разнообразия объектов размещения туристов» [13, с. 34]. Данная точка зрения характеризуется возможностью повысить объективность доказательной базы эффективности государственного управления в сфере туризма. Если абсолютные показатели свидетельствуют о зависимости качества управления от структуры денежных потоков, то относительные свидетельствуют об эффективности использования предприятием сферы туризма активов для получения прибыли. В случае получения позитивных результатов на примере отдельных видов средств размещения туристов можно сделать заключение о правильности принятых управленческих решений по стимулированию их развития.

Общий подход состоит в проведении сравнительного анализа в периоде времени как в сфере туризма, так и в сопутствующих отраслях экономики, т.е. в тех отраслях, которые обслуживают туристов, создавая им комфортные условия отдыха. Эти отрасли обеспечивают удовлетворение потребностей рекреантов в комфортных условиях проживания, предоставляя им определенные ресурсы (вода, электричество, горячее водоснабжение), питании (кафе, бары, рестораны), получении духовных акцессий (культура, искусство, экскурсии), общение (услуги связи, информационные коммуникации), передвижение к местам культурного наследия (транспорт). Как видим для удовлетворения разных потребностей туриста в отдыхе задействованы предприятия разных отраслей экономики. При этом определяющим звеном в цепочке сфера туризма → сопутствующие отрасли экономики является именно сфера туризма, которая в силу своих особенностей непосредственно привлекает туристов для предоставления услуг по лечению, оздоровлению, восстановлению физических кондиций человека. Так российский ученый А.Н. Егоров считает, что государственное управление должно быть направлено не только на стимулирование сферы туризма, но и тех отраслей, которые работают в направлении обслуживания туристов, тем самым повышают привлекательность конкретного региона для посещения как организованными, так и неорганизованными туристами. Так в своей работе он отмечает, что «добиться позитивного эффекта в сфере туризма можно в случае проведения государством комплексной политики, направленной на поддержание всех отраслей прямо или косвенно связанных с сферой туризма, так как это создает комфорт отдыха туриста» [14, с. 29]. Авторы разделяют данную точку зрения и считают, что обеспечить приток туристов можно при условии обеспечения им комфортных условий, начиная от услуг транспорта, проживания, питания и заканчивая предоставлением услуг досуга, что также требует внимания и поддержки со стороны государства. Российский ученый П.А. Захаров считает, что оценить эффективность государственного управления в сфере туризма можно исключительно, применяя разные показатели среди, которых определяющим является мультипликативный эффект, показывающий влияние сферы туризма на результативность работы сопутствующих отраслей экономики. В частности, он отмечает, что «для обслуживания сферы туризма и создания ей позитивного имиджа работают разные сопутствующие отрасли, предоставляющие определенные услуги туристам. Поэтому использование такого показателя как мультипликативный эффект отражает не только результативность работы сферы услуг, но также можно использовать для оценки эффективности принятых государственных решений в сопутствующих отраслях экономики» [15, с. 87]. Можно согласиться с данной точкой зрения, но при этом нужно отметить, что решения по государственной поддержке имеют адресный характер и направлены на отдельную отрасль в течение определенного периода времени. В этом случае можно говорить об эффективности отдельной отрасли, а для применения показателя мультипликативного эффекта необходимо располагать методикой, позволяющей оценить раздельное влияние сферы туризма на отдельные сопутствующие отрасли с помощью весовых коэффициентов.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Сфера туризма в Республике Крым является одной из бюджетообразующих, которой уделяется особое внимание на федеральном и региональном уровнях ввиду ее способности обеспечить реальный экономический рост при рациональном инвестировании. При этом ресурсы должны быть направлены не только непосредственно в сферу туризма, но и в сопутствующие отрасли, что позволит создать благоприятные условия для отдыха и досуга туристов. Решение этой задачи возможно путем разработки и реализации Федеральных целевых программ, направленных на устранение проблем в разных отраслях экономики Крыма. В настоящее время возможно применение двух принципиальных подходов относительно развития сферы туризма. Первый подход заключается в применении схемы: сфера туризма → сопутствующие отрасли экономики, работающие в туризме. Здесь акцент делается на стимулирование деятельности субъектов хозяйствования сферы туризма, что способствует усилению взаимодействия с предприятиями сопутствующих отраслей экономики с целью обеспечить повышение конкурентоспособности и качества туристского продукта. Второй подход состоит в необходимости применения более сложной конфигурации схемы: докорные отрасли экономики ↔ сфера туризма ↔
↔ сопутствующие отрасли экономики, работающие в туризме. Здесь акцент делается на устранение кризисных явлений в экономике Крыма, которые имели место в недалеком прошлом на крымском полуострове (дефицит энергоснабжения – задача успешно решена в 2016 г. с запасом энергомощности, дефицит водопотребления – задача успешно решена в 2021 году, охрана окружающей среды – системное решение задачи на основе методов превентивной защиты окружающей среды), что в целом создает благоприятные внешние условия  для развития и сферы туризма, и сопутствующих отраслей экономики. Второй подход является более прагматичным и сопряжен с решением возникающих рисков и неопределенностей в текущем периоде времени. Он включает в себя три конструктивных элемента, имеющих взаимное влияние друг на друга, где определяющим элементом является сфера туризма, которая с одной стороны выдвигает требования для создания благоприятных и комфортных условий для отдыха  туристов, что находит отражение в необходимости решения текущих задач в развитии транспорта, охраны окружающей природной среды, обеспечения рационального водопользования, а с другой  ̶  предоставляет возможность для деятельности и развития сопутствующих отраслей экономики. Нужно отметить, что обеспечить реализацию данного подхода с проявлением позитивных акцессий всех конструктивных элементов указанной выше триединой схемы можно при наличии государственной поддержки, что выражается в разработке и реализации специальных программ. В этом случае именно государство принимает на себя ответственность по реализации планов развития сферы туризма, но оно вправе требовать от субъектов хозяйствования и региональных органов исполнительной власти, которые задействованы в их реализации, выполнения своих функциональных обязанностей и достижения индикативных результатов по этапам реализации программ. В этой связи проведем систематизацию государственных программ, способствующих развитию сферы туризма Крыма, что нашло воплощение в

Федеральных целевых программах Российской Федерации и Государственных программах Республики Крым (таблица. 1).

Приведенные ФЦП РФ и ГПРК являются определяющими в развитии сферы туризма в долгосрочном периоде времени, их реализация основана на поэтапном решении обозначенных задач. При этом оценка правильности принятых управленческих решений осуществляется на основании оценки достигнутых индикативных показателей (ИП). Нужно отметить, что индикативные показатели представлены в разных программах сугубо единично, что свидетельствует о их привязке к заданиям, обозначенным в конкретной программе. При этом обращает на себя внимание, что некоторые программы в качестве ИП используют показатели, достигнутые Республикой Крым в 2012 году, так как именно этот год был последним стабильным годом в экономическом развитии Крыма в украинской истории. Несомненно, определяющими программами развития сферы туризма Республики Крым являются ««Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» от 20.09.2019, № 2129-р на Федеральном уровне, а также

«Государственная программа «Развитие курортов и туризма в Республике Крым» от 29.12.2016 г. № 650 (редакция от 04.12.2020 г.). Действие первой программы распространяется на все субъекты Российской Федерации, включая Республику Крым и ориентирована на достижение результатов [4]:

-увеличение уровня загрузки и снижение влияния фактора сезонности в использовании туристской инфраструктуры;

-увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли, снижение сроков окупаемости, нивелирование ограничений темпов развития и модернизации туристской инфраструктуры;

-повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения развития туризма, развитие языковой подготовки работников в сфере туризма, активное вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ для туристской отрасли.

Как известно Республика Крым находится в зоне засушливого климата и обеспечена собственными водными ресурсами на 14-17%, что вызывает необходимость поиска альтернативных источников водоснабжения.

Таблица 1.

Систематизация особенностей Федеральных целевых программ Российской Федерации и Государственных программ Республики Крым в сфере рекреации и туризма

Название ФЦПРФ  или ГПРК Целевая установка Задачи программы Критерии-индикаторы реализации
«Развитие внутреннего и въездного туризма Российской Федерации» от 02.08.2011, № 644 Повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, который удовлетворяет потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

 

1.Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации.

2.Повышение качества туристских услуг.

3.Продвижение туристского продукта РФ на мировом и внутреннем туристских рынках.

 

1.Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров.

2. Развитие системы подготовки кадров в сфере туризма, включая высшее и среднее профессиональное образование.

3.Создание сетей информационных центров, пунктов, компаний.

«Развитие культуры и туризма» от 15.04.2014, № 317 Реализация стратегической роли
культуры как духовно-нравственного
основания развития личности, человека и государства, единства всего российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию.
1.Создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры и туризма.

2. Повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма.

3. Обеспечение доступа граждан к культурным ценностям.

1.Увеличение реальной доли объектов
культурного наследия, находящихся в
удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения.

2.Прирост количества культурно-просветительских мероприятий, которые проведены организациями культуры по сравнению 2012 г.

3.Прирост численности туристов и лиц,
размещенных в коллективных средствах  размещения  по отношению к 2012 году.

«Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» от 31.05.2014, № 941-р

«Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» от 20.09.2019, № 2129-р

1.Комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в РФ за счет создания условий для создания и продвижения туристского продукта,

конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках.

2. Усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей РФ.

1.Повышение уровня качества туристской инфраструктуры, развитие транспортной доступности.

2.Достижение уровня мировых лидеров в развитии цифровой инфраструктуры и сервисов, развитие цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации и формирования туристского продукта.

 

1.Рост объема туристской индустрии до 16306 млрд. рублей в 2035 году.

2.Увеличение более, чем в 2 раза количества внутренних туристских поездок на одного жителя РФ к 2035г.

3.Увеличение экспорта туристских услуг РФ до 28,6 млрд. долларов США к 2035 г.

4.Увеличение инвестиций в сферу туризма в 3 раза к 2035 г.

Продолжение таблицы 1.

Название ФЦПРФ  или ГПРК Целевая установка Задачи программы Критерии-индикаторы реализации
«Развитие курортов и туризма в Республике Крым» от 29.12.2016 г. № 650 (ред. от 04.12.2020 г.). Обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым.

 

1.Диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка.

2.Повышение качества туристских услуг, повышение квалификации работников курортно-туристской сферы, повышение качества обслуживания туристов. 3.Продвижение туристского продукта Крыма на международном и внутреннем туристских рынках, развитие различных видов туризма, которые направлены на круглогодичную работу санаторно-курортного и туристского комплекса.

1.Устойчивый рост количества круглогодичных коллективных средств размещения.

2.Устойчивый рост количества койко-мест в круглогодичных средствах размещения.

3. Устойчивое увеличение налоговых поступлений от деятельности субъектов санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым.

4. Устойчивое увеличение количества обустроенных пляжей.

5. Устойчивый рост количества новых туристских кластеров (годовой ввод) в Республике Крым.

 «Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым»  от 31.01.2017 г. № 28 (ред. 03.12.2020 г.). Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного

наследия Республики Крым.

 

1.Создание условий для сохранения культурного наследия и развития культурного потенциала Крыма.

2.Сохранение, идентификация, развитие  информационного потенциала архивных документов как важной части историко-культурного наследия и информресурсов  Республики Крым.

3.Развитие и реализация механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства для  привлечения

инвестиционных ресурсов для развития сферы культуры Республики Крым.

1.Количество организаций культуры, получивших современное  оборудование.

2.Количество созданных виртуальных концертных залов в городах Крыма.

3.Количество выставочных проектов в Крыму, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности и потока времени.

4.Количество онлайн-трансляций, пулов,  мероприятий в Республике Крым, размещаемых на портале «Культура.РФ»

«Развитие транспортного комплекса Республики Крым» от 29.12.2018 г.

№ 690 (ред. 24.12.2020 г.)

Удовлетворение спроса населения и отраслей экономики на транспортные услуги с достижением нужных показателей доступности, надежности, экономичности, безопасности. 1.Снижение негативного влияния транспортного сектора на состояние окружающей среды.

2. Повышение качества обслуживания пассажиров на транспорте.

3. Создание единого центра для автоматизированного мониторинга, контроля, управления транспортными потоками.

4. Устойчивый рост приобретения транспортных средств в государственную собственность Республики Крым.

1.Увеличение закупок автотранспорта наземного электрического – 138 ед.

2.Увеличение закупок автотранспорта наземного (автобусов) – 237 ед.

3.Увеличение пассажиро-перевозок наземным электрическим транспортом до 171662,2 тыс. чел.

4.Увеличение пассажиро-перевозок междугородним транспортом до 416703,1 тыс. чел.

5. Создание инфраструктуры морских и круизных пассажироперевозок и яхтенного туризма.

Примечание : составлено авторами на основании источников [1-6,9,10]

Учитывая сложность ситуации, вызванную водной блокадой Украины, что выразилось в перекрытии подачи воды по Северо-Крымскому каналу, экстремальной засухой в 2020 году, что привело к введению режимной подачи воды в крупных крымских городах, Федеральными органами власти в совокупности с органами исполнительной власти Республики Крым проведен комплекс мероприятий, который позволил решить проблему дефицита воды в текущем моменте времени и наполнить водохранилища Крыма на 97%, что позволяет обеспечить водными ресурсами население и отрасли экономики полуострова на ближайшую перспективу. Нужно отметить, что решение проблемы дефицита воды  закреплено в Государственной программе Республики Крым «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Крым» от 22.11.2016 г. № 566 (редакция от 04.12.2020 г.), систематизация основных ее положений представлена в таблице 2, где сделан акцент на выделение основных задач и индикаторов результативности ее выполнения.

Таблица 2.

Систематизация особенностей  Государственной программы Республики Крым в сфере рационального водопользования

Название  ГПРК Целевая установка Задачи программы Критерии-индикаторы реализации
Развитие водохозяйственного комплекса Республики Крым» от 22.11.2016 г. № 566 (ред. от 04.12.2020 г.). 1.Обеспечение водными ресурсами, населения,  населенных пунктов, а также отраслей экономики  Республики Крым.

2.Восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего эколо-гически благоприятные условия жизни населения.

1.Ликвидация локальных дефицитов водных ресур-

сов в  регионах  Крыма.

2. Повышение рациональ-

ности водопользования водных ресурсов.

3.Снижение негативного антропогенного воздейст-

вия на водные объекты.

4.Восстановление и  экологическая  реабилитация водных объектов.

1.Численность населения, проживающего в районах

локальных вододефицитов — 210,0т ыс. человек.

2.Количество населенных пунктов, защищенных  от

негативного воздействия вод — 9 ед.

3.Количество капитально

отремонтированных,а также реконструированных

гидроузлов — 8 ед.

Примечание : составлено авторами на основании источника [7]

Районы Крыма характеризуются специфическими условиями обеспеченности водными ресурсами, что обусловлено действием ряда факторов среди, которых можно выделить природного характера (оказывают действие на водные объекты без участия человека и их нивелирование осуществляется в результате действия процессов самовосстановления водных ресурсов) и антропогенные (обусловлены действием человека, их нивелирование осуществляется комплексом мероприятий, направленных на достижение количественных и качественных характеристик водных ресурсов). При этом сохранение водных ресурсов конкретного района Крыма требует совершенствования управления системой водопользования, что позволит провести регламентацию потребления воды населением и хозяйствующими субъектами. В этой связи авторы считают целесообразным проводить оценку регионального водопользования, используя комплексный показатель, который учитывает влияние экономических, производственно-технических, социальных, экологических и агропромышленных факторов:

(1)

где  I1, I2, I3, I4, I5 – индикаторы, учитывающие влияние на рациональное водопользование конкретного региона Республики Крым факторов экономического, производственно-технического, социального, экологического, агропромышленного характера; К1,  К2,  К3,  К4,  К5 – весовые коэффициенты, учитывающие значимость факторов  экономического, производственно-технического, социального, экологического, агропромышленного характера.

Привлекательность Крыма для туристов формируется не только наличием уникальных природно-климатических условий, достижением паритета в системе цена- качества туристского продукта, но и созданием, и поддержанием экологически чистых компонент окружающей среды (атмосферного воздуха, водных ресурсов, земельных ресурсов, недр,) биоразнообразием как флоры, так и фауны. Это требует разработки и реализации Государственной программы по охране окружающей среды, систематизация особенностей, которой представлена в таблице 3.Нужно отметить, что охрана окружающей среды, в том числе природно-рекреационных территорий, требует проведения комплекса мероприятий технического, институционального, экономического характера, предупреждающих или нивелирующих негативное влияние субъектов хозяйствования на окружающую среду.

Таблица 3.

Систематизация особенностей Государственной программы Республики Крым в сфере охраны окружающей среды

Название  ГПРК Целевая установка Задачи программы Критерии-индикаторы реализации
Государственная программа Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» от 22.11.2017 г. № 519.

 

Создание и развитие благоприятной экосреды в Республике Крым для устойчивого социально-экономического развития Республики Крым

 

1.Развитие системы

экологического мониторинга.

2.Развитие экологически ориентированного роста

экономики.

3.Устойчивое снижение антропогенного влияния на окружающую среду Республики Крым.

3.Поиск, разведка и ввод в эксплуатацию новых источников подземных вод.

4.Устойчивый рост доли

парков-памятников, парков, садово-паркового  искусства, имеющих разработанные проекты содержания.

1.Снижение реальных объемов выбросов ЗВ (пыли неорганической) от вращающихся печей.

2.Устойчивый рост доли уловленных на фильтрах паров углеводородов на резервуарах хранения ГСМ.

3.Устойчивое повышение эффективности очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от газоочистных установок печей, столярных цехов.

4. Повышение доли особо охраняемых природных территорий, имеющих обоснованные границы  охранных зон.

Примечание: составлено авторами на основании источника [8]

Оценить реальное состояние окружающей среды в определенный период времени можно, используя комплексный показатель защиты окружающей среды, который позволяет обосновать целесообразность разработки и реализации мероприятий по охране окружающей среды. Этот показатель учитывает реальные объемы выбросов загрязняющих веществ и затраты, направленные на поддержание качества окружающей среды [16, с. 202-210].

(2)

где Кэин, Ккр, Ктр, Кэб – единичные показатели по экологическому инвестированию, затратам на капитальный, текущий ремонты и ведение экологического бизнеса на курортно-рекреационных территориях.

(3)

где Куот, Кдв,  Крп – единичные показатели по управлению отходами, деволюции, реализации мероприятий государственных природоохранных программ.

(4)
где  Кso2, КNO2, Кco, Кco2, Квзч – единичные показатели по выбросам загрязняющих веществ соответственно SO2, NO2, CO,CO2, взвешенные частицы  

Тогда комплексный показатель защиты окружающей среды можно определить:

Тогда располагая расчетными показателями в разрезе регионов Республики Крым можно провести их дифференциацию по степени негативного влияния субъектов хозяйствования, обосновать выбор мероприятия по улучшению состояния окружающей среды.

ВЫВОДЫ

Проведена систематизация Федеральных целевых программ Российской Федерации и Государственных программ Республики Крым в сфере туризма, что позволило установить их особенности и выявить объективную необходимость реализации для достижения поставленных целей. Обоснована целесообразность оценки государственного управления развитием в сфере туризма с точки зрения решения триединой задачи: институциализации — анализ выполнения ФЦП РФ и ГПРК, исследование регионального водопользования на основе комплексного показателя, исследование состояния окружающей среды на основе комплексного показателя ее защиты.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Результаты настоящего исследования целесообразно применить в региональном разрезе Республики Крым в периоде времени, что позволит выявить районы Крыма, в которых  реализация государственной программы развития курортов и туризма Крыма сталкивается с определенными трудностями технического, административного, экономического характера. Это позволит провести их ранжирование по результатам выполнения плановых заданий и разработать комплекс мероприятий, направленный на их нивелирование.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма Российской Федерации» от 02.08.2011, № 644 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/55171986/.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» от 15.04.2014, № 317 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kodeksyru.com/norm_akt/source%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» от 31.05.2014, № 941-р. [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: Консультант Плюс www.consultant.ru.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» от 20.09.2019, № 2129-р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-rasporiazhenie-n2129-r-ot20092019-h4511278/.
  5. Постановление Совета Министров Республики Крым «Об утверждении государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым» от 29.12.2016 г. № 650 [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: Консультант Плюс www.consultant.ru.
  6. Постановление Совета Министров Республики Крым «Об утверждении государственной программы Республики Крым» «Развитие курортов и туризма Республики Крым» от 29.12.2016 г.№ 650 (ред от 04.12.2020 г.) [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс consultant.ru.
  7. Постановление Совета Министров Республики Крым «Об утверждении государственной программы Республики Крым» «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Крым от 22.11.2016 г. № 566 (ред от 04.12.2020 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс consultant.ru.
  8. Постановление Совета Министров Республики Крым «Об утверждении государственной программы Республики Крым» «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» от 22.11.2017 г. № 519 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс www.consultant.ru.
  9. Постановление Совета Министров Республики Крым «Об утверждении государственной программы Республики Крым» «Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым» от 31.01.2017 г. №28 (ред. 03.12.2020 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс www.consultant.ru.
  10. Постановление Совета Министров Республики Крым «Об утверждении государственной программы Республики Крым» «Развитие транспортного комплекса Республики Крым» от 29.12.2018 г. № 690 (ред. 24.12.2020 г.) [Электронный ресурс].–Режим доступа: Консультант Плюс consultant.ru.
  11. Востриков, П.Н. Основы регионального туризма [Текст] / П.Н. Востриков. – М.: ГУ ВШЭ, 2018.– 495с.
  12. Гармидер, А.А. Организационно-экономическое обеспечение развития туристских кластеров (на примере Республики Крым). — автореф. дис. на соиск. учен. степ. кан. экон. наук. — Санкт-Петербург, 2017 г.- 24 с.
  13. Данилов, Е.Н. Интегрированные связи регионального туристского кластера [Текст] / Е.Н. Данилов. – Спб: Питер, 2019.– 328с.
  14. Егоров А.Н. Инновационные технологии в туризме [Текст] / А.Н. Егоров. – Сочи.: Наука, 2016. – 168 с.
  15. Захаров, П.А. Новые формы экономического сотрудничества в туризме [Текст] / П.А. Захаров. – М.: Наука, 2019. – 224с.
  16. Пашенцев, А.И. Теоретико-методические подходы обеспечения сбалансированного развития курортно-рекреационных территорий [Текст] / А.И. Пашенцев, И.В. Бережная. – Cимферополь.: ДИАЙПИ, 2016. – 168 с.
  17. Статистический сборник Республики Крым. – Симферополь.: Главное управление статистики Республики Крым, 2020.– 289 с.
Interwin Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 LINK ALTERNATIF INTERWIN LOGIN Link Slot Hoki Gacor Maxwin Hari Ini Slot Depo Qris Resmi Terpercaya INTERWIN Link Login Situs Big Slot Resmi INTERWIN Mega Slot Gacor Maxwin Cherry188 Daftar Cherry188 Login Cherry188 Slot Pulsa Login Cherry188 Slot Interwin.id Interwin official slot qris rtp interwin starwin88 raja starwin88 thailand ibet44 official ibet44 slot royalslot official royal slot login macaoslot vip login macaoslot official cherry188 official cherry188 pusat gacor isport365 official isport365 link

Kunjungi:interwin

interwin

Lapak Game Berhadiah Uang Terbaik

interwin bet vip interwin link alternatif interwin indonesia interwin login rtp interwin interwin indonesia Link Slot Bonus 100% di Awal T.O Terendah macaoslot login macaoslot link alternatif rtp macaoslot daftar macaoslot macaoslot indonesia interwin slot mahjong hitam