SYSTEMATIZATION OF THE BASIS FOR CREATION AND DEVELOPMENT OF CHILDREN’S TOURISM ON THE EXAMPLE OF SPECIALIZED ENTERTAINMENT CENTERS
JOURNAL: CONSTRUCTION ECONOMIC AND ENVIRONMENTAL MANAGEMENT Volume №4 (77), 2020
Section 4. Theory and practice of management
Publication text (PDF): Download
UDK: 502.171-805.962.131:
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
- Podsolonko V. A., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Crimea, Russian Federation
- Podsolonko Е. A., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Crimea, Russian Federation
- Vetrova N. M., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Crimea, Russian Federation
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2519-4453-2020-4-86-97
PAGES: from 86 to 97
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: children’s tourism, recreation and entertainment, human personality, education, interaction, motivation, development, systems approach, management.
ABSTRACT (ENGLISH): On the case of the natural potential of the Republic of Crimea, modern possibilities of implementing the Orders of the President of the Russian Federation on the development of children’s tourism in the constituent entities of the Federal Districts of the country are considered. The high educational role of schoolteachers in the processes of forming a child’s personality in childhood is shown. The author emphasizes the importance of children’s tourism based on recreation, games, and entertainment in the physical and intellectual development of children.
The substantiation of the need to form a network of specialized centers for the physical and intellectual development of children in the municipal territories of the subjects using the experience of the best schools, with their subsequent transformation into the Centers for Children Specialized Tourism is given.
For systemic management and purposeful interaction, it is proposed to unite the Centers into the Crimean Children’s Tourism Cluster. The conditions for the share participation of enterprises and organizations of the Crimea and other constituent entities of the Russian Federation in investing in the processes of creating and operating the material base of the Cluster are shown. The necessity of motivating the participants in the creation and functioning of the Centers is substantiated.
The important role of the decisions of the heads of the constituent entities of the Federal Districts on the development of children’s tourism in their municipal territories is shown. It is proposed to create a special section on the development of children’s tourism in the regional state program Development of tourism on the territory of the subject for the time up to 2035. The protection of the local budget is provided since considering all the results of the activities of children’s tourism organizations.
The directions of the necessary training and retraining of the personnel serving children’s tourism are shown.
The composition of technical and economic indicators that characterize the components of the quality of life, affecting the life expectancy of a person is proposed. The most important of them, generated by the development of children’s tourism in the municipal territories of the subjects: the number of new jobs; the number of accommodation places for children and adults put into operation at centers of specialized children’s tourism; the number of trainees trained in the system of training and retraining of personnel in the professions of workers and employees who are in demand for serving children’s tourism; the amount of monetary income per capita and its increment; the number of educators and school teachers involved in the creation and operation of specialized children’s tourism centers; increment of the local budget. The possibility of motivated management of the work of Children’s Tourism Centers according to these indicators was noted
ВВЕДЕНИЕ
Детский и молодежный туризм – это популярное направление в экономике отдыха и оздоровления в передовых странах мира. Бережное отношение и искреннее уважение к окружающей среде и жизни становится частью сознания европейских туристов. Это проявляется в росте популярности путешествий с экологическим подходом. Путешествуя с детьми или отправляя детей в туристические поездки, на отдых, обучение, европейцы меняют свои привычки в пользу планеты. Целью туристической активности сознательного населения становится открытие мира, не повреждая его, оказание положительного воздействия на животный и растительный мир, на специфику местности.
Особенностями туризма становится понимание необходимости уменьшения своего разрушающего следа во время путешествия, разумное отношение к отходам, выбор экологичного транспорта (велосипед) и «зеленого» места отдыха (палатка, кемпинг, экологичный отель), определение тематического вектора путешествия. Если гасить свет в гостиничном номере, экономно использовать воду, использовать многоразовые вместо пластиковых сумки и бутылки, с уважением относиться к сортировке, переработке и утилизации мусора во время поездки семьей, то и дети будут культивировать подобный образ жизни в своих путешествиях, в образе жизни.
Мотиваторами экологичного поведения являются семейные традиции, художественные и документальные фильмы, популярная и художественная литература об окружающей среде, средства массовой информации, желание поддержать местную экономику, потребность быть ближе к природе, деятельность различных активистов, ассоциаций, движений. Большую роль играют специализированные организации, центры, в которых происходит обучение теории и практике экологичного отношения к жизни.
В последнее десятилетие в Российской Федерации организация отдыха детей играет важную роль в государственной политике страны. Предполагается увеличение количества детей, путешествующих по регионам России. 11 октября 2012 года издано Поручение Президента Российской Федерации по комплексу мер по организации экскурсионных и туристических поездок учащихся всех уровней образовательных учреждений. Министры культуры Российской Федерации Мединский В. Р. 14 ноября .2012 года направил поручение руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в котором предусмотрено найти возможности целевого финансирования экскурсионных и туристических поездок учащихся в Москву, Санкт-Петербург, субъекты Российской Федерации. В ежегодном послании к Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года Президент страны Путин В. В. подчеркнул важность развития детского туризма и указал на прямую ответственность регионов за развитие специальных познавательных туристических маршрутов для детей, не зависимо от места жительства или материального положения семьи. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2014 года №1163 «О Координационном совете по развитию детского туризма» принято образовать Координационный совет по развитию детского туризма для согласования действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных, научных и других организаций по развитию детского туризма. В 2015 году в субъектах Российской Федерации создаются Координационные советы по развитию детского туризма. 02 марта 2016 года детский туризм отнесен к приоритетным направлениям государственного регулирования – в Федеральном Законе № 49 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» определено понятие детского туризма: «туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя». В 2017 году определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится «Реализация комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях». 29 мая 2017 года Указом Президента Российской Федерации объявлено «Десятилетие детства на 2018 — 2027 гг.». В распоряжении Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129 – р «О стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» сформулировано понятие «молодежный туризм», как туризм лиц в возрасте от 18 до 35 лет. До конца 2020 года должна быть разработана «Стратегия развития детского туризма и отдыха до 2030 года».
Предпочтения детского и молодежного туризма могут существенно отличаться как по видам отдыха и развлечений, по силе акцентов на природосберегающие особенности, так и по организации их осуществления, а во многих случаях и по техническим средствам их реализации. Поэтому, еще до официального разграничения контингента в детском и молодежном туризме, его реальное осуществление в основном было раздельным, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в этом направлении.
АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ
Классификация детского туризма [1] имеет больше прикладное, чем научное значение. На ее основе можно структурировать процессы развития детского туризма во всех субъектах Федеральных округов Российской Федерации, на их муниципальных территориях.
Анализ отечественных публикаций по детскому туризму на примере 100 публикаций преимущественно за последние 5 – 10 лет, показал, что 31 % из них касается конкретных территорий Российской Федерации, в основном, уровня субъектов Федеральных округов (область, Республика, край), за исключением одного примера по поселку Дергачи Саратовской области [2] и по трем городам с особым статусом – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. По отдельным территориям приводится преобладающий вид детского туризма. Суммарно виды детского туризма занимают 37 % среди 100 анализируемых показателей, составляя 13 групп, пересекающихся в наименованиях видов и территорий их осуществления.
Наиболее представительная группа – оздоровительный туризм – 15 наименований, далее – образовательный – 6, далее физкультура и спорт – 4, экологический и социальный – по 3, и еще 8 позиций – по 1 – 2 упоминания, среди которых – исторический, патриотический, экскурсионный, познавательный, культурный, пеший, промышленный и международный. Кстати, если в молодежном туризме, как отдельный вид, представлен «развлекательный туризм» по международной типологии [3], то в числе анализируемых материалов по детскому туризму он не встречается. Это не означает, что реально развлекательный туризм для детей отсутствует.
В Москве, Санкт-Петербурге и во многих областных, республиканских, краевых и окружных центрах созданы детские развлекательные центры с большим набором вариантов активного отдыха и развлечений. Именно в эти центры стекается детвора не только из городов, в которых они расположены, но и других близлежащих населенных пунктов. Приезжают целыми школьными классами на автобусах и электричках. Часто такие центры создаются при крупных торговых организациях и именуются торгово-развлекательными центрами. Здесь пересекаются 2 вида туризма – взрослый шопинг-туризм и детский развлекательный. Оптимизация их соотношения – сложная управленческая задача для руководителей таких центров, как и выявление здесь места туризма.
Возможно, не случайно в проанализированных публикациях 50 % касаются различных аспектов управления детским туризмом. При этом в них всего лишь 1 % затронул вопросы безопасности в организации детского туризма [4] и 3 % – его правового обеспечения. Эти 2 последние цифры практически опосредованно ответили на вопрос, что же привело к гибели десятков школьников, специально приехавших из близлежащего городка целыми классами на заказанных автобусах в торгово-развлекательный центр «Зимняя вишня» в областной центр город Кемерово и заживо сгоревших в нем [5] 25 – 26 марта 2018 года.
Почти половина из отмеченных 50 % публикаций охватывают общие проблемы формирования и функционирования системы и социально-экономического механизма управления [6] развитием детского туризма. С одной стороны их количество говорит о большом значении этих проблем для развития детского туризма, а с другой стороны – о необходимости совершенствования и улучшения управления им.
Во многом именно этим задачам для туризма Российской Федерации, включая и детский туризм, посвящено упоминавшееся ранее Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 21 – 29 – р. «О стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г.». Следует особо отметить тот факт, что в Стратегии, в числе отдельных видов туризма, требующих специальных мер государственной поддержки, на первую позицию отнесен детский туризм. Только после него перечисляются и рассматриваются культурно-познавательный, горнолыжный, круизный, экологический и деловой виды туризма. Эти и другие виды туризма находятся в определенной взаимосвязи и взаимопроникновении, что только обогащает отдых, впечатления и знания детей. К примеру, еще в начале 70-х годов прошлого столетия в горнолыжном центре Грузии в Бакуриани существовала детская горнолыжная школа. Современные горнолыжные центры Европы, США, Австралии предлагают услуги детских горнолыжных школ. Квалифицированные тренеры обучают детей индивидуально или группами основам или профессиональным умениям горнолыжного мастерства. Обучение происходит в специально отведенных местах для занятий дебютантов и на всех трассах курортов с учетом уровня подготовки ребенка [7]. Этот специфичный пример показывает взаимосвязь видов туризма.
ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью работы является систематизация основ создания и развития детского туризма на примере специализированных развлекательных центров, в том числе экологичной направленности.
Для достижения цели необходимо:
– определить и выявить природные и человеческие ресурсы для детского туризма в субъектах Российской Федерации,
– показать принципы вовлечения потенциала детского туризма в его реальное функционирование.
Формы и методы организации детского туризма в субъектах:
– создание центров специализированного детского туризма на муниципальных территориях субъектов Российской Федерации;
– формирование кластеров детского туризма в субъектах Российской Федерации;
– обеспечение мотивированного управления процессами создания и функционирования организаций детского туризма на муниципальных территориях субъектов Российской Федерации.
В основе применяемых форм и методов лежит системный подход обеспечения опережающего развития детского туризма в Российской Федерации [1 – 7].
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Развитие личности, как главная задача детского туризма. В Стратегии определены 3 главные функции детского туризма: развитие личности (обучение и воспитание, отдых и оздоровление). При этом подчеркивается большое значение разработки и внедрения классификации видов детского туризма, выполнения в этом направлении комплекса научно-исследовательских работ.
Главным в содержании Стратегии является раздел, содержащий инструменты развития туризма. В их числе – поддержка государством территорий, способных создавать конкурентоспособный туристский продукт. Наша задача на примере рекреационного макрорегиона Республика Крым показать возможности создания такого продукта в одном из видов детского турима – развлечений.
Анализ видов развлечений в стационарных развлекательных парках в странах мира и крупнейших городах России показывает их большую насыщенность разнообразными аттракционами, с одной стороны, весьма высокую стоимость всех средств реализации этих развлечений, с другой стороны, и соответственно, достаточно затратное их посещение. Существенным же недостатком таких центров можно считать отсутствие в них направленности на выполнение упомянутой в Стратегии функции детского туризма – развитие личности, как с позиции обучения, так и воспитания, а тем более – оздоровления. Не такие масштабные, но часто специализированные центры развлечений в основном не имеют отмеченных недостатков. В них дети, молодежь и взрослые могут получить навыки в скалолазании, гимнастике, фехтовании, стрельбе их лука, плавании и т.д. Несмотря на меньшую стоимость разового посещения таких центров, их целевая ориентация имеет больше ценности для пользователей, может оказывать воздействие на формирование личности как будущих спортсменов, так и активных отдыхающих.
Торгово-развлекательные комплексы не идут по пути создания «Дисней-лендов». Они пытаются комбинировать индивидуальные и коллективные виды развлечений, создают ледовые арены для проката на коньках и фигурного катания, хоккея с шайбой. Этот вид отдыха и развлечений пользуется спросом у местного населения.
При некоторых торговых центрах создаются плавательные бассейны, трассы картинга, которые несут большую нагрузку по привлечению посетителей. Здесь уместно привести рекламу крупного торгового центра в г. Хантсвилл штата Алабама США, приглашающего посетителей воспользоваться удобными автопарковками, чистыми и длинными коридорами и балконами, с эскалаторами для медленных и ускоренных пешеходных прогулок в комфортных условиях. Важно привлечь посетителей вне зависимости от места жительства, главная задача – реализовать товары и услуги.
В ряде развлекательных центров трудно классифицировать посетителей на местное население и приезжих туристов и отдыхающих. К примеру, зоопарк Сказка в г. Ялта в основном посещают приезжие, отдыхающие в многочисленных санаториях, пансионатах и гостиницах южного берега Крыма. Однако утверждать, что вся выручка зоопарка от его посетителей – это объем туристического продукта – весьма спорно. Аналогично и по другому зоопарку того же предпринимателя Олега Зубкова «Парк львов Тайган», расположенного вблизи г. Белогорска на территории бывшей воинской части. Здесь есть гостиницы, затраты на проживание в которых, конечно, можно отнести к туризму. Но большинство посетителей парка гостиницей не пользуются, они живут в Крыму или в здравницах, пребывая на отдыхе. Естественно, здесь возникает вопрос: а важно ли и нужно ли четкое разграничение туризма от отдыха и развлечений? Не получается ли здесь, как в интермедии у Ильченко и Карцева по теории относительности: относительно кресла в автомобиле – мы сидим и отдыхаем, а относительно дороги – мы передвигаемся и путешествуем?
Учитывая высокую социальную значимость влияния детского туризма на развитие общества на основе реализации его главной функции – развитие личности, важно выявить вклад в нее обучения, воспитания, отдыха и оздоровления. Значение решения этой задачи нельзя недооценивать, чтобы не получить деградацию личности вместо ее развития. Поэтому рассматривая конкретные виды развлечений и отдыха, вовлекаемые в детский туризм, следует постоянно анализировать их влияние не только на рост объемов туристического продукта, но и на возможное их проявление в становлении или деградации личности. Здесь допустимы нормативные ограничения в количественных, либо качественных параметрах конкретных развлечений, возможности их сочетания с другими видами, их оптимальные соотношения и последовательность применения.
Потенциал Республики Крым для развития детского туризма. В обзоре Стратегии подчеркивается, что «Правительство видит потенциал для развития туризма в Республике Крым». Безусловно, это касается всех видов туризма, включая и детский. Потому следует предметно выявить содержание этого потенциала, его возможности для всех муниципальных территорий Крыма.
На первых позициях имеющегося в Крыму потенциала находится климатический ресурс, характеризующийся количеством солнечных дней в году, средней температурой воздуха по месяцам года, влажностью воздуха, направлением и силой ветра, целебными свойствами прибрежного и горно-степного воздуха, морской и озерной воды. Безусловно все эти характеристики по отдельности и с совокупности значительно отличаются от большинства территорий Российской Федерации в лучшую сторону, что привлекает население регионов страны на отдых в Крыму. Однако исторически сложилось положение использования для отдыха только лучшей части этого потенциала преимущественно на южном берегу и лишь частично на западном. Вся прибрежная зона северного Крыма почти не используется ни для отдыха и оздоровления, ни для туризма.
По окончании строительства современной автотрассы Таврида, пересекающей весь Крым от Керчи до Севастополя, в августе 2020 года Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил о своей поддержке дальнейшего ее развития. В этой связи можно надеяться на ускорение решения проблемы развития туризма и на северном побережье Крыма. Вместе с тем, если ждать централизованных решений и конкретных инициатив первого руководителя страны по реализации всех задач и достижению всех целей Стратегии, можно не успеть их осуществить на уровне муниципальных территорий для сегодняшнего поколения детей.
Поэтому на уровне органов местного самоуправления на территориях имеющихся рекреационных ресурсов, прежде всего, прибрежных, следует начать работу по их освоению в рамках задач Стратегии. Как ни странно, но именно детский туризм может играть роль катализатора развития внутреннего и въездного туризма, а в итоге – и мультипликатора развития местной экономики. Это объясняется, прежде всего, наличием в большинстве центров местного самоуправления школ и дошкольных детских учреждений, коллективов преподавателей и воспитателей, выполняющих и в туризме важнейшие функции развития личности, обучения и воспитания.
В нашем случае, рассматривая, как ключевое, направление развития детского туризма, его воспитательные возможности в развитии личности, можно выставить приоритеты и последовательность подключения учебных дисциплин и их преподавателей к решению главной задачи. Очевидно, что первой такой дисциплиной должно быть физическое воспитание, пронизывающее все годы обучения в школе в разных формах проявления. Бесспорно, что физическое состояние школьника часто служит основой его умственной работоспособности по всем учебным дисциплинам и даже после окончания школы. Для решения задачи во всех школах имеются спортивные залы, площадки и стадионы. Интересны ли детям уроки физвоспитания? Радость это для них или обуза? Привлекают или отталкивают? Как психологически себя чувствуют дети, имея разную физическую подготовку, разные природные данные, разные склонности и способности в освоении физических и спортивных навыков? Почему некоторые дети и их родители ищут причины не посещать занятия физкультурой? Возможно потому, что преподаватели реально не владеют искусством формировать личность физически. Не могут подходить дифференцировано к возможностям и их проявлению у каждого ученика. Всех под одну гребенку! А ведь не случайно спринтеры отличаются от стайеров, прыгуны в длину от прыгунов в высоту или прыгунов с шестом, гимнасты и акробаты от тяжелоатлетов. Выявление таких отличий в физических возможностях детей – это сложная и важная задача преподавателей на всех этапах работы с детьми.
Нельзя утверждать, что преподаватели физвоспитания подготовлены решать такие задачи еще в вузе. Для устранения этого пробела на факультете физвоспитания, к примеру в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского в г. Симферополе, необходимо во всех спортивных дисциплинах ввести специальные разделы по методам выявления и дальнейшего развития природных способностей каждого учащегося в конкретном виде активного отдыха и спорта. Эти методы должны учитывать психологические особенности реакции каждого учащегося на результаты тестирования. Для сохранения уверенности в своих возможностях развиваться физически и интеллектуально любой тестируемый должен иметь дифференцированную оценку каждого теста, в которой минимум по пяти позициям по 100-бальной системе могут быть показаны имеющиеся уровни возможностей.
Примерно такой подход существовал в нашей стране еще в 50 – 60 годы прошлого столетия. При детско-юношеских спортивных школах такие функции выполнял врачебно-физкультурный диспансер. По каждому участнику какой-либо спортивной секции накапливались сведения по основным характеристикам его физического состояния, по динамике их изменения во времени. В их состав входили вес, рост, емкость легких, кровяное давление, пульс, сила кисти руки, становая сила. В дополнение к ним во время общефизических тренировок многие тренеры вели учет спортивного уровня учащихся секций, замеряя по каждому участнику количество подтягиваний на перекладине, число подъемов ног в угол при висе на перекладине, число отжиманий лежа, число подъемов ног в прямой угол лежа на спине, число приседаний в «пистолетик» на каждой ноге, длину прыжка двумя ногами с места, длину прыжка с разбега в яму с песком, высоту прыжка перешагиванием и другими способами, время преодоления спринтерских дистанций в беге на 60, 100 и 200 м, более длинных дистанций и кроссов. Сравнивая характеристики физического состояния с результатами спортивного уровня в динамике можно было регулировать объемы достижения желаемого спортивного уровня без риска для показателей здоровья.
В условиях общеобразовательной школы преследуется задача не достижения высоких спортивных результатов учащимися, а в их максимально комплексном развитии, позволяющем на всех этапах жизненного пути формировать и развивать личностный потенциал без его перекосов.
Для каждой возрастной группы еще с дошкольных учреждений по каждому виду физических упражнений должны устанавливаться свои параметры по их выполнению и по ожидаемым результатам. Количество упражнений должно увеличиваться постепенно, начиная, к примеру, с 3 для детей 3 – 5 лет, повышаясь до 4 в 6 лет, до 5 в 7 – 8 лет, до 6 в 9 лет, 7 в 10 лет, 8 в 11 лет, 9 в 12 и 10 в 13 и более лет. При этом для каждой возрастной группы в одном учреждении результаты должны подводиться отдельно. Высший результат года оценивается в 100 баллов, а остальные – пропорционально ему.
Кроме попыток оценить физический потенциал и уровень его использования каждым учащимся важно увидеть и другие его возможности, связанные с разнообразными играми – баскетбол, бадминтон, теннис, футбол, лапту, городки, а также и с интеллектуальными занятиями – шахматами, шашками. При этом оценке могут подлежать не игры в целом, а их элементы. К примеру, число попаданий мяча в баскетбольное кольцо с 10 раз, воланчика и теннисного мяча в квадраты по углам противоположной части площадки, аналогично волейбольного мяча, а по верхним и нижним углам ворот – футбольного мяча, число выбитых городков десятью битами, суммарная дальность приземления мяча после десяти ударов лаптой.
В играх в шахматы и шашки тоже может учитываться число выигрышей по круговой системе. Для учебных заведений с хорошим покрытием пола в спортивных залах и на спортплощадках можно и нужно культивировать специализированные на спортивном инвентаре популярные в последние десятилетия у детей, подростков и молодежи – скейтборды, самокаты, роликовые коньки и лыжи, велосипеды и т.д.
Возможности специализированного детского отдыха и туризма в Крыму. Опыт двух прибалтийских стран в прошлом советских республик показал возможность создания специализированных центров активного отдыха. В Литве – это круглогодичный горнолыжный центр, а в Эстонии – круглогодичный с прозрачной крышей плавательный бассейн. Подобные сооружения могут быть построены на территории Республики Крым с учетом рельефных и климатических возможностей и особенностей. К примеру, горнолыжные центры могут быть построены на естественных склонах в достаточной близости от новой автотрассы «Таврида». На восточной части Крыма – близ поселка Багерово и Либкнехтовка у горы Пихтопай, далее к западу – севернее города Старый Крым, в Белогорском районе – вблизи гор Плоская и Круглая, либо у поселка Русаковка, в Симферопольском районе – у поселка Перевальное или у п. Скворцово, в Бахчисарайском районе у п. Глубокий Яр или у заброшенного поселения Горка.
Если для горнолыжных центров предпочтителен горный рельеф, то для крытых водных комплексов нужна близость к морю, заливу, озеру, чтобы воспользоваться целебными свойствами их воды. Такие возможности имеются как вдоль автострады «Таврида» на первых 40 % ее протяженности, а еще больше – вдоль железной дороги. Предполагается, что такие центры водного отдыха, развлечений и спорта должны создаваться не в городах и поселках, а вблизи некоторых из них, позволяя пользоваться их возможностями населению всех возрастов близлежащих населенных пунктов. Таких центров может быть 10 и более, на расстоянии друг от друга 20 – 30 км, чтобы самые дальние поселения находились от них максимум в 15 – 20 км. Это позволит организованно привозить даже на школьных автобусах учащихся для проведения специализированных занятий.
Такие центры должны быть ориентированы не только на местное население. При них целесообразно создавать комплекс средств размещения и питания для приезжих со всеми СПА процедурами. Поскольку бассейн будет иметь прозрачную крышу, позволяющую принимать солнечные ванны даже зимой и получать необходимую порцию загара, то вокруг него может быть создана зона пляжного отдыха, позволяющего его любителям в зимние месяцы не ездить на Мальдивы. Проекты таких центров могут учитывать все современные возможности как пассивного, так и активного отдыха и развлечений на воде вне зависимости от времени года.
Только на Керченском полуострове таких центров может быть минимум 3: в районе озера Чокрак в бухте Морской пехоты Азовского моря у поселка Курортного и в 15 км от окраины г. Керчь; на берегу Казантипского залива Азовского моря между поселками Нижнезаморское и Новоотрадное, в 35 км от центра г. Керчь по железной дороге и 22 км от районного центра Ленино; в Арабатском заливе Азовского моря у пос. Каменское, в 25 км к западу от районного центра Ленино и 25 км к северу от Феодосии. На Тарханкутском полуострове на его южной части между поселками Окуневка и Марьино может быть создан крупный центр морского отдыха.
Исторически сложилось в освоении юго-западного Крыма в районе Евпатории преобладание детского отдыха. В настоящее время чрезмерная насыщенность разнообразными детскими учреждениями оздоровления и отдыха в ней может быть уменьшена созданием за пределами Евпатории круглогодичных центров водного отдыха и развлечений. Западное от Евпатории побережье Черного моря вплоть до берегов озера Донузлав и пос. Мирный в Сакском районе позволяет создать 2 – 3 таких центра с постоянной загруженностью их детьми как из школ самой Евпатории, так и их десятков школ окрестных поселений.
Западное побережье Черного моря от Симферополя и Бахчисарая почти до окрестностей Севастополя на протяжении более 30 км также может быть весьма перспективным для создания таких центров от Николаевки до Качи. Причем здесь загрузка центров детьми только школ Сакского, Симферопольского и Бахчисарайского районов будет всегда полной. Поэтому для детей школ городов Саки, Симферополь, Бахчисарай и Севастополь потребуется еще дополнительно несколько таких центров.
Отдельного рассмотрения заслуживает Северное побережье Черного моря в Крыму и залива Сиваш. На заливах Черного моря центры могут быть размещены для детей Раздольненского и Красноперекопского районов, а Сиваша – Джанкойского, Нижнегорского, Советского и Кировского районов.
По всей видимости в состав таких центров водного отдыха и развлечений должны входить бассейны для самых маленьких посетителей – детей 3 – 6 лет, для школьников начальных классов 7 – 10 лет и обычные плавательные бассейны 15 х 25 м. Кроме того должны быть отдельные бассейны с водной каруселью для водных лыж, серфинга. Также требуются бассейны с волнообразователями для серфинга и надувных средств. Отдельно создаются джакузи, финские и русские парилки, соляные комнаты и бассейны с охлажденной водой и т.д. Кроме того возможны и дополнительные бассейны с развлечениями аквапарка.
Какие развлечения могут быть интересны детям, осваивающим водный отдых? Кувырок в воде вперед и назад, стойка на руках в воде по пояс, поплавок в группировке, лежа на груди и на спине, скольжение с толчка от дна на груди и на спине, тоже самое с толчка от бортика, подводное плавание с толчка от дна на дальность и на время. Могут появиться и другие виды развлечения, фантазия детей не ограничена.
Для детей, освоивших плавание, уже доступны состязания по видам плавания – кролем на груди и на спине, брасом на груди и на спине, баттерфляем – дельфином, соответственно без ласт и в ластах. Освоение водных лыж и серфинга придает совершенно новую окраску активному отдыху на воде. Если создаются еще и бассейны с развлечениями аквапарка типа воронка, горки с петлей, с трамплином и т. д., то они сами по себе весьма специализированы, но по каждому из них можно учитывать длину скольжения после них в бассейне по воде.
Для организации летнего детского въездного для Крыма туризма с развлечениями на воде рассмотренных водных круглогодичных комплексов будет недостаточно. Нужны открытые бассейны, пляжи, аквагорки, водные карусели, причалы и т. п., а главное – средства размещения и питания для приезжих детей со всеми необходимыми удобствами и инфраструктурой. Здесь может сыграть значимую роль трудовое обучение школьников во главе с преподавателями по труду всех школ, пользующихся возможностями центров водного отдыха и развлечений.
Направления организационного обеспечения развития детского туризма. Если ожидать централизованных решений и инвестиций в создание таких комплексов круглогодичного и сезонного использования, то сегодняшние дети могут не дождаться их строительства. Только инициатива органов местного самоуправления по организации занятости предпринимателей всех возрастов в использовании имеющихся рекреационных ресурсов решит проблему.
Школы здесь могут выступить в роли катализаторов в решении этой проблемы, поскольку обучающиеся в них дети – это главные потребители услуг таких комплексов, а в будущем и основные исполнители в оказании этих услуг. Преподаватели же по труду могут выступать с одной стороны, как организаторы предпринимателей на создание малых предприятий, специализирующихся на отдельных составляющих формирования таких комплексов и их инфраструктуры, а с другой стороны – как низовое звено обучения навыкам строительства в отдельных элементах формирования комплексов отдыха и их функционирования. Более того, совместно с предпринимателями они могут организовать межшкольное профессионально-техническое училище для старшеклассников этих школ, позволяющее официально приобретать им профессии рабочих и служащих по всем востребованным здесь специальностям. Это значимая роль учителей по труду в формировании личности старшеклассников, ориентированной на участие в создании современной индустрии отдыха, развлечений и детского туризма.
Приведенные примеры создания физической и профессиональной базы развития личности детей на основе отдыха и развлечений и формирования материальных условий для детского туризма в этом направлении имеют высокое социальное значение и решают важную задачу, озвученную Президентом Российской Федерации – увеличение продолжительности жизни населения на основе улучшения ее качества. Задача сверхглобальная и выделить в ней четкое место рассмотренным вопросам весьма сложно, а они при этом не могут быть реализованы без инвестиций. Как правило, любое строительство на муниципальных территориях, касающееся детей – строительство школ и дошкольных учреждений, осуществляется за счет бюджетного финансирования. В данном случае это межшкольные и межмуниципальные подразделения физического и трудового воспитания в основном районного подчинения, а в совокупности – Республики Крым. Поэтому на уровне республики могут быть поставлены вопросы инвестирования за счет бюджета строительства всех рассмотренных сооружений.
Рассмотренные вопросы затрагивают интересы минимум двух ведомств в Крыму – министерства образования и науки и министерства курортов и туризма. Без объединения их усилий проблему комплексно не решить. Начальное звено – обучение и физическое воспитание детей – это, безусловно, образовательная деятельность в специфических условиях, которые должны быть созданы на конкретных муниципальных территориях. Формирование таких условий с учетом климатических особенностей Крыма позволяет более эффективно их использовать не только детьми этих территорий, но и приезжими из регионов России детьми. В этой связи появляется необходимость строительства средств размещения и питания с их инфраструктурой для приезжих детей, а это уже функции министерства курортов и туризма совместно с министерством строительства и архитектуры.
В этой связи возникает необходимость создания кластера муниципальных центров детского туризма, отдыха и развлечений, который возьмет на себя функции решения проблем формирования и функционирования таких центров на муниципальных территориях Крыма. Одна из первых задач этого кластера – разработка и реализация программы долгосрочного финансирования процессов развития в Крыму детского развлекательного отдыха и туризма. В этой программе должна быть предусмотрена возможность партнерского взаимодействия предприятий и организаций в поддержке развития материальной базы для отдыха и развлечений детей своих сотрудников, для профессионального и физического развития их личностей. В ней должны быть предусмотрены контакты как с организациями районов Крыма, так и материковой России. Взаимодействие может предусматривать не только финансовый вклад в совместное дело, но и вахтовую работу со своей техникой при создании и развитии отмеченной материальной базы. Такие участники будут пользоваться приоритетом в размещении детей своих сотрудников на отдых.
Главная проблема, требующая обоснованного решения – это создание механизма реальной мотивации руководителей муниципальных территорий в осуществлении всех рассмотренных процессов. Для них это будут пустые хлопоты, если не будет происходить соответствующее приращение местного бюджета. Известный пример поселка Териберка в Мурманской области, где потоки туристов проходят мимо местного бюджета, а глава местного самоуправления не видит выхода из сложившейся ситуации.
Поскольку эти процессы на северном берегу Крыма пока не взяли под свою опеку более активные бизнесмены с материка, на уровне Правительства Республики Крым должно быть принято соответствующее постановление. В нем по каждой муниципальной территории должно быть разрешение создавать свои предприятия по строительству и эксплуатации отмеченных центров детского туризма, отдыха и развлечений. Их развитие на ближайшие 10 – 15 лет должно осуществляться с использованием паевых вложений сторонних и своих вкладчиков, заинтересованных в этом. Именно из таких предприятий может быть сформирован упомянутый ранее кластер уровня Республики Крым. В составе кластера следует создать предприятие, обеспечивающее на основе лизинга все муниципальные подразделения на период строительства всех составляющих отдельных комплексов создаваемых ими центров гостиничными модулями, строительной техникой, транспортными средствами, техникой и инвентарем для отдыха и развлечений.
Конечная цель всей этой большой работы для каждой муниципальной территории, для Республики Крым и для Российской Федерации, озвученная Президентом страны – повышение продолжительности жизни населения страны – проявится не скоро. Однако все составляющие улучшения качества жизни населения, в итоге влияющие на продолжительность жизни, могут контролироваться ежегодно. К их числу следует отнести: рост числа рабочих мест на муниципальных территориях, повышения уровня денежных доходов на душу населения, число детей, посетивших подразделения муниципального центра отдыха и развлечений по месяцам года и за год, в т.ч. из учреждений своего района, из других районов Республики Крым, из других районов Российской Федерации, из других стран.
ВЫВОДЫ
- Детский туризм имеет большое значение для формирования личности человека, его физического и интеллектуального потенциала, оказывает существенное воздействие на воспитательную и образовательную составляющие этого процесса.
- Каждый субъект федеральных округов Российской Федерации обладает специфическими для них природными и культурными ресурсами, используемыми для детского туризма.
- Первостепенную роль в использовании ресурсов, накопленных природой и человечеством, для современного формирования личности человека с детского возраста, играют воспитатели дошкольных учреждений, учителя и преподаватели школ, педагоги средних специальных и профессиональных заведений. Их талант преобразования природных и культурных ресурсов в учебный материал создает прочную основу становления личности при его освоении.
- Умения превратить учебные материалы в игровую и развлекательную форму облегчают процессы их усвоения, приобретения навыков и умений в их реализации в повседневной жизни, а главное – нивелируют неодинаковость (отличия) природных данных детей как в физических, так и в интеллектуально-психологических параметрах.
- Многообразие возможностей обеспечения воздействия физического и интеллектуального воспитания на становление личности человека в детском возрасте делает невозможным решение этой задачи комплексно и в полном объеме в пределах одной школы на одной муниципальной территории с учетом специфики этого разнообразия и отличий территорий даже просто в ландшафтном разрезе. Одни поселения имеют непосредственную близость к морю, озеру, их заливам, а другие расположены в степях, в предгорье, рядом с лесом.
- Создание межшкольных и межмуниципальных специализированных центров физического и интеллектуального развития детей дошкольных заведений, школ и средних специальных и профессиональных заведений позволит решить в субъектах федеральных округов задачу комплексного формирования у детей полноценной личности современного человека.
- Строительство средств размещения и питания детей при созданных специализированных центрах позволит повысить их формат до центров детского туризма, отдыха и развлечений, создав условия, как минимум, для отдыха выходного дня.
- Значение преподавателей по физическому воспитанию и по труду выйдет за пределы школ их основной работы на региональный и межрегиональный уровень, на взаимодействие с предпринимателями, непосредственно участвующими в процессах создания этих центров, а также последующей их эксплуатации.
- В местном самоуправлении на территориях размещения Центров появится мотивация прироста местного бюджета за счет деятельности таких центров, увеличение занятости в них местного населения в счет появившегося дополнительного бюджета.
- Объединения усилий предпринимателей, создающих в субъектах федеральных округов центры муниципального уровня, в кластер детского туризма, отдыха и развлечений, позволит сформировать сети предприятий инфраструктуры этих центров, обеспечивающих профессиональное и высококачественное их обслуживание.
- Обеспечение взаимодействия дошкольных учреждений и школ субъектов федеральных округов Российской Федерации со специализированными центрами активного отдыха, развлечений и туризма и их средствами размещения и питания позволяет усилить интеграцию отдыха, развлечений и туризма в образовательный и воспитательный процессы детей всех возрастов.
- Культивируемый здесь системный подход в решении проблемы формирования личности человека с детского возраста создает условия для выполнения поручений Президента Российской Федерации по комплексному развитию детского туризма и требует обязательных инициатив руководителей субъектов федеральных округов, их реальных решений в этом направлении.
В статье на примере Республики Крым приведены рекомендации по направлениям реализации выполненных разработок и выводов по ним.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
- Правительство Республики Крым издает распоряжение во исполнение поручений Президента Российской Федерации о развитии детского туризма в субъектах России и распоряжения Правительства Российской Федерации «О Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 г.»
1.1. Разработать в составе региональной государственной программы развития туризма в Республике Крым на период до 2035 г. специальный раздел «О развитии детского туризма».
1.2. Предусмотреть создание специализированных центров активного отдыха, развлечений и туризма во всех районах и городах Крыма на базе передовых в этом направлении школ, включая средства размещения в них.
1.3. Мотивировать стимулирующими надбавками к заработной плате непосредственных участников и организаторов создания и функционирования таких центров.
1.4. Поддержать процессы объединения этих центров в кластер детского туризма, отдыха и развлечений Крыма (КДТК).
1.5. Поручить КДТК вовлечение предприятий и организаций Крыма и других регионов Российской Федерации в паевое участие в инвестирование строительства центров КДТК на условиях предоставления детям их сотрудников возможности отдыха и развлечений после сдачи этих объектов в эксплуатацию.
1.6. Обеспечить защиту интересов бюджета местного самоуправления соответствующей регистрацией результатов деятельности центров на муниципальных территориях их осуществления.
- Руководителям центров совместно с профилирующими преподавателями школ сформировать межшкольные курсы подготовки и переподготовки персонала из числа местных жителей и заинтересованных старшеклассников по профессиям рабочих и служащих, востребованных в центрах в настоящее время и в перспективе.
- Ввести в число показателей по оплате труда преподавателей по физическому воспитанию и по труду число детей, ежедневно, еженедельно и ежемесячно в чел. / час работавших с ними.
- Поставить зависимость оплаты труда специалиста, ответственного в местном самоуправлении за развитие на муниципальной территории детского туризма, за приращение числа рабочих мест, занятых деятельностью в этом направлении.
ЛИТЕРАТУРА
- Карпова, Ю.И. Характеристика понятия «детский туризм». Классификация видов детского туризма. [Текст] / Ю. И. Карпова, И.А. Романова, М.В. Юрченко // «Региональные географические исследования». Сб. науч. трудов. Под общей редакцией А.В. Погорелова. – Краснодар, 2020. – С. 234 – 237.
- Мурзакова, Д.С. Развитие детского туризма в Саратовской области (на примере р. п. Дергачи Саратовской области). [Текст] / Д.С. Мурзакова // Инновационные проекты в области предпринимательства, образования, экологии, спорта и туризма. Сборник по материалам докладов XV международной конференции молодых ученых. – М.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Институт экономики и управления, 2015. – С. 126–130.
- T. Demeter, G. Bratus. (2014). Typology of youth tourism. Bulletin of the Transylvanian University of Brasov. Volume 7 (56). No. 1, Series V.
- Дьяков, Ю.А. Некоторые аспекты безопасности детского туризма и организованного отдыха. [Текст] / Ю.А. Дьяков, Д.О. Копытов // Проблемы безопасности жизнедеятельности (в сфере образования). Материалы I научно-практической конференции. 2016. – С. 32 – 40.
- Суд по делу о пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово [Электронный ресурс] – Режим доступа: Российская газета.ру r.g.ru/sujet 5993
- Подсолонко, В. А. Социально-экономический механизм опережающего развития [Текст] / В.А. Подсолонко, Е.А. Подсолонко, А.В. Глузман // Организационно-экономический механизм управления опережающим развитием регионов : материалы шестой международной научно-практической конференции (20–23 апреля 2016 г., пгт. Кореиз) / науч. ред. Е. А. Подсолонко. – Симферополь : ДИАЙПИ, 2016. – С. 68–71.
- Подсолонко, В.А. Управление экономикой территорий: монография. / В.А. Подсолонко, Е.А. Подсолонко. –Симферополь: ДИАЙПИ, 2017. – 396 с. ISBN 978-5-9500828-5-6..