SOCIO-ECONOMIC JUSTIFICATION OF THE EVOLUTION OF THE CONCEPTUAL-SCIENTIFIC VIEWS ON THE ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF ENTREPRENEURSHIP
JOURNAL: CONSTRUCTION ECONOMIC AND ENVIRONMENTAL MANAGEMENT Volume № 4 (77), 2020
Section 4. Theory and practice of management
Publication text (PDF): Download
UDK: [330.4:167]:338.22
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
- Ergin S.M., V.I. Vernadsky Crimean Federal University,Republic of Crimea, Russian Federation
- Kopaenko I.V., V.I. Vernadsky Crimean Federal University,Republic of Crimea, Russian Federation
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2519-4453-2020-4-72-78
PAGES: from 72 to 78
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: entrepreneurship, infrastructure of the economy, competitive environment, market and sectoral development, administrative-territorial formation, evolution of views.
ABSTRACT (ENGLISH): The article shows the stages of the formation and development of the theory of entrepreneurship from the inception of its initial theoretical concept and introduction in the 18th century by G. Cantillon into the economic theory of the concept of entrepreneurship. The necessity and urgency of continuing research on this theory in the context of the growing demand for entrepreneurship was formulated, which is now provided with all the opportunities to find and systematically solve socio-economic problems on the scale of the changing demands of the economy in administrative-territorial entities. It is emphasized that in modern conditions there remains a high need for the development of a number of theoretical and methodological aspects of entrepreneurship, the failure of which leads to incorrect consequences associated with the traditional interpretation of this category. Various scientific approaches to defining the essence and interpretation of the development of entrepreneurship are considered, the main functions and factors determining it are highlighted, the author’s definitions of the concepts of «entrepreneur» and «entrepreneurship» are proposed.
ВВЕДЕНИЕ
В связи с необходимостью поиска факторов стабилизации экономической системы страны и ее регионов, которая в настоящее время испытывает серьезный социально-экономический стресс, особую значимость приобретает проблема предпринимательства как комплекса особых функций, направленных на обеспечение развития и рационального функционирования хозяйственного механизма на основе ввода в работу хозяйствующих субъектов встроенного инноватора их экономической активности. Изучение проблем предпринимательской деятельности в целом и его роль в обеспечении системного функционирования экономики в регионах немыслимо без определения более точного варианта самого понятия «предпринимательство», уточнения его сущности и модификации выполняемых функций. Это требует глубокого изучения истории развития экономической мысли по проблемам предпринимательства, особенно работ тех классиков экономической теории, ученых-экономистов, которые непосредственно занимались этим вопросом и внесли свой вклад в теорию предпринимательства.
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ РАЗРАБОТОК
Теоретико-практические аспекты предпринимательской деятельности освещены в работах таких отечественных ученых как Абалкин Л.И. [1], Глазьев С.В. [2], Кузьминов А.Н. [3] и системно обобщены в научных трудах Ворониной А.Г. [4], Гаврилюк А.Г. [5], Завьялова Д.В. [6], Каленовой П.В. [7], Штофера Г.А. [8], Швец И.Ю. [9] и др. Однако, несмотря на относительно богатую репрезентативность обсуждения данной проблематики в научных и общественных кругах, исследование роли предпринимательства в обеспечении инфраструктурного развития территорий является актуальным. Как объективно высказалась Петрова А.Д.: «….предпринимательство является одним из ключевых сегментов рынка, так как является катализатором экономического роста [10]». Специальную роль в предпринимательской деятельности отводится при развитии экономики административно-территориальных образований. Это обусловлено чем, что, во-первых, наблюдается значительный ее потенциал к быстрой адаптации к изменяющимся условиям регионального рынка и как следствие к неблагоприятной внешней среде [2]. Во-вторых, все предпринимательские структуры наряду с крупными и крупнейшими предприятиями способны обеспечить региональную занятость населения. И, в-третьих, мобильность таких субъектов позволяет быстро внедрять передовые технологии предпринимательства в отличие от крупного бизнеса, связанного с рутинным производством [11].
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью написания статьи является научное обоснование необходимости уточнений понятий «предприниматель» и «предпринимательство» и разработка концептуальных и методических положений, характеризующих основные функции и факторы инновационного развития предпринимательской деятельности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Летопись экономической теории и многочисленные реалии истории экономики в России свидетельствуют о том, что именно неблагоприятные экономические условия создают фундаментальные основания для самозанятости граждан и развития предпринимательства. По многочисленным фактам, именно предпринимательство – фундамент для формирования социального слоя граждан, заинтересованных в экономической стабильности государства и обеспечении роста качества жизни ее населения.
Предпринимательские структуры как самая массовая форма предпринимательской деятельности способны решать такие острые общественно-экономические проблемы, как: вовлечение в активную инвестиционно-инновационную деятельность значительного числа граждан и как следствие падение уровня безработицы; развитие конкуренции и избежание процесса монополизации; поиск субъектами предпринимательской деятельности рыночных ниш по производству дефицитных товаров и услуг; формирование широкого слоя собственников и создание условий по созданию среднего класса как базы социально-экономической стабильности российского общества [1, 3, 8].
Исторически предпринимательство как ключевое организационно-функциональное звено внутри пространственной экономической системы тесно взаимодействует с институтов развития региональных рынков, что послужило основой для приобретения этими институтами детерминирующего и доминирующего статуса в развития рыночно-отраслевой инфраструктуры, роста деловой активности и процветания бизнесной деятельности [12].
Роль предпринимательства в развитии экономики страны заключается в следующем [5]:
- формирует конкурентную среду для успешного развития национальной экономики;
- инициирует эффективные структурные изменения в системе хозяйствования;
- создает условия для принятия нетрадиционных решений с целью эффективного использования ресурсного потенциала;
- способствует развитию научно-технического прогресса и обеспечивает антикризисные механизмы хозяйствования.
В становлении и развитии деятельности частных предприятий и предпринимательства в целом экономисты различают четыре этапа [5].
Первый этап: 1820-1870 гг. – формирование условия развитых стран проходил в ситуации жесткой и недобросовестной конкуренции между предприятиями при сбыте продукции. Главное направления функционирования предпринимательской деятельности связано с ремесленничеством, производством массовой продукции и станков.
Второй этап: 1871-1929 гг. – определение особенностей создания и развития предпринимательства в качестве производительной силы общества. Главное направление его развития связано с концентрацией производства и капитала, с образованием монопольных рыночных структур и угнетением малых и средних предприятий.
Третий этап: 1930-1976 гг. – характеризуются интенсивным использованием результатов науки и техники с доминированием электроники, электротехники, информатики. Открываются новые источники и проявляются перспективы для экономического роста, повышения производительности труда, усиление значимости предпринимательства. Зарождается новые формы корпоративной культуры типы взаимосвязей субъектов предпринимательства.
Четвертый этап: с 1977 г. по наше время – предпринимательство анализируется с двух сторон: для первой стороны (для развитых экономик) – традиционный анализ, и со второй стороны (страны, с имевшими ранее централизованные экономики) – специфическое формирование рынка – с олигархическими трендами формирования и полукриминальными источниками происхождения.
Развитие российского предпринимательства имеет свои специфические исторические традиции. Еще с XVIII века ежегодно проводилось порядка 400 ярмарок и работало на регулярной основе более 700 местных рынков. Большие ярмарки проводились неделями и воздействовали на ценовую конъюнктуру европейского рынка [5, 10].
В экономической науке издавна уделялось значительное внимание анализу сущности предпринимательства, принципам его формирования и выполняемым функциям. Наблюдается многовековая трансформация значения дефиниции «предпринимательство», расширяется и углубляется его системное изучение. Проведем обзор научных представлений об экономической сущности предпринимательства, раскрыв ее сущность и принципы в таблице 1.
Эволюцию понятия «предприниматель» можно представить в следующих вариантах:
- Р. Кантильон (1725 г.): предприниматель – это работающий в условиях риска человек;
- Бодо (1797 г.): предприниматель – лицо, ответственное за бизнес, владеющее и распоряжающееся предприятием, контролирующее и организующее его работу;
- Ф. Уокер (1876 г.): различает тех, кто извлекает прибыль за счет организаторских способностей, и рантье, предоставляющих свой капитал с целью получения процента;
- И. Шумпетер (1934 г.): предприниматель – это новатор и разработчик новых оригинальных идей и технологий;
- П. Друкер (1964 г.): предприниматель – лицо, которое любую возможность использует для извлечения максимальной выгоды;
- А. Шапиро (1975 г.): предприниматель – это человек, ярко показывающий свои организаторские способности;
- Р. Хизрич (1985 г.): предпринимательство – процесс создания и обладания какой-то новой стоимостью, а предприниматель – это лицо, расходующее для всего этого определенное время и силы, взявшее на себя весь финансовый, социальный и психологический риски, получая денежное и моральное вознаграждение.
Из всего изложенного следует, что «предпринимательство – это инициативная, независимая систематическая экономическая деятельность на свой риск по выпуску продукции (работ, услуг) ради получения дохода. Данная формулировка понятия «предпринимательство», по мнению, ряда ученых-экономистов тождественна определению значения бизнеса, и сводит суть предпринимательской деятельности к процессу получения прибыли.
То есть можно сделать вывод, что предприниматель – это субъект, воплотивший в себе комплекс организаторских способностей, проявляющий инициативу, коммерческую смекалку для поиска новых бизнесов, создания новых экономических благ или поска новых характеристик уже производимых продуктов, осуществляющий поиск новых сфер для приложения капитала [13].
В этом контексте уточним на рисунке 1 структурно-элементную характеристику предпринимательства. А системные функции предпринимательской деятельности покажем на рисунке 2. Согласно конкретно-исторических экономических и социальных условий общества понятие предпринимательства менялось и развивалось. По мнению Э.Э. Нуртдиновой предпринимательство – это особый вид интеллектуальной деятельности энергичного и инициативного человека – предпринимателя, обладающего полностью или частично определенными материальными ценностями, который умело, использует их для своего дела и использует их для руководимой им организации [14].
Улимбашев А.З. определяют предпринимательство как само возобновляемую инициативную деятельность, направленную на извлечение дохода [15].
Таблица 1.
Эволюция взглядов на экономическую сущность предпринимательства
Научный подход | Автор | Вклад в теорию предпринимательства |
Традиционный подход | Адам Смит | Предприниматель – владелец и организатор финансово-экономической деятельности, а также субъект рыночно-отраслевых отношений |
Давид Рикардо | Предприниматель – это капиталист-инвестор, которого Рикардо рассматривал как представителя привилегированного общественно-экономического класса | |
Жан-Батист Сей | Функция предпринимателя-инвестора – адекватная координация ресурсного и производственного потенциала. Весома его роль в производстве, потреблении, обмене, накоплении |
Продолжение табл. 1
Карл Маркс | Предприниматель – лицо, направляющее свой капитал на создание прибавочной стоимости и эксплуататор пролетария. Он уровнял понятия капиталист и предприниматель | |
Маржиналистский подход | Леон Вальрас | Чистый доход предпринимателя ограничен компенсацией ссудного процента, рентного платежа и пр. Высокий доход предпринимателя достигается при рыночном неравенстве |
Альфред Маршалл | Выполнил анализ факторов возникновения сверхдоходов предпринимателя. Источник формирования прибыли предпринимателя: прямые рентные платежи и квазирента | |
Теории предпринимательства как действия в условиях неопределенности | Ричард Кантильон | Ввел в научный оборот термин «предприниматель», обозначив им лицо, занимающееся определенной экономической деятельностью, связанной с неопределенностью |
Людвиг фон Мизес | Главная проблема – неопределенность в предпринимательском процессе. Предприниматель имеет дело с риском, не поддающимся расчету | |
Израел Кирцнер | Основал теорию предпринимательского поведения. Предприниматель – экономический агент, умеющий использовать потенциал восприятия неопределенной рыночной информации и готовый к рыночным колебаниям | |
Йозеф фон Тюнен | Особое внимание уделял вопросу пониманию анализа риска и неопределенности при получении предпринимательского дохода. Предпринимательский доход сопряжен с риском, степень которого увеличивается при систематическом ведении им предпринимательской деятельности | |
Френк Найт | Предпринимательство – это система составления прогнозов. Поменял представления о сущности предпринимательской прибыли | |
Новаторский подход | Йозеф Шумпетер | Родоначальник теории предпринимательства, согласно которой риск – это основной компонент свойственный предпринимательской деятельности и главной фактор предпринимательского дохода |
Харасова А.С. под предпринимательством понимает «…комплекс особых функций, выполняемых в экономике, направленный на обеспечение развития и совершенствования хозяйственного механизма, постоянное обновление экономики хозяйствующих субъектов, создания инновационного поля деятельности»[16]. Хорошко А.М. считает, что под предпринимательством следует понимать «…определенную систему жизнедеятельности предприятий, основу которой составляют демократические формы экономической деятельности, обеспечение для них права инициативы в выборе сферы, форм, методов хозяйствования, экономического, организационного и технического творчества и новаторства. В центре этой системы стоит предприниматель – компетентный хозяин, способный обеспечить организацию хозяйства на основе новейших достижений экономической и технической науки»[17].
Рис. 1. Структурно-элементная характеристика предпринимательства
Рис. 2. Основные функции предпринимательства и предпринимательской деятельности
Достаточно интересной является точка зрения И.А. Бахтеева, который под предпринимательством понимает развитие инновативной идеи в процессе самоорганизации и саморазвития предприятия во взаимодействии с внутренней и внешней средой его функционирования [18]. В тоже время по федеральному законодательству за дефиницией «предпринимательство» закреплено определение «…самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [19, ст. 2]».
Однако точка зрения существующего права не в полной мере отражает реалии экономической действительности в силу развитости социального компонента – органического сочетания экономических и социальных целей современного предпринимательства. Сегодняшнее состояние внутренней экономики усиливает требования к предпринимательству относительно его социальной ответственности. В связи с этим целевая функция современного предпринимателя характеризуется более широким кругом интересов. Среди них: поддержка доброго имени, сохранение лояльности персонала, установление хороших отношений с властными структурами, содействие в охране окружающей природной среды.
ВЫВОДЫ
Завершая репрезентативный анализ исследований ученых – экономистов различных исторических эпох по формированию и развитию предпринимательской деятельности необходимо сделать вывод о том, что для предпринимательства характерны такие специфические факторы, которые определяют ее сущность, а именно экономическая свобода, инициативность, новаторство, а также важнейшими характерными функциями:
– производственная функция, направленная на полное и эффективное удовлетворение запросов потребителей по всем экономическим благам;
– социальная функция, по обеспечению эффективной занятости;
– функция финансового обеспечения доходов государственных бюджетов;
– функция оптимального комбинирования и интегрирования факторов производства и тем самым наиболее эффективного использования экономических ресурсов.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Особого внимание в последующих исследованиях авторов будет заслуживать ключевая функция предпринимательства – развития инновационного воспроизводства. Благодаря стремлению предпринимателей создавать новые потребности, новые товары, новые технологии и другие нововведения, экономика страны может продвинуться в решении задачи реструктуризации и модернизации производства.
ЛИТЕРАТУРА
- Абалкин, Л.И. От экономической теории до концепции долгосрочной стратегии [Текст] / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. – 2010. – №6. – С. 4-9.
- Глазьев, С.Ю. Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 гг. [Текст] / С.Ю. Глазьев, С.Г. Кара-Мурза, С.А. Батчиков – М.: Эксмо, 2003. – 368 с.
- Кузьминов, А.Н. Предпринимательство, структурные изменения и налоговые выплаты [Электронный ресурс] / А.Н. Кузьминов, И.О. Широков // Современные технологии управления. – 2015. – №4(52). – (https://sovman.ru/article/5205/).
- Воронина, А.Г. Развитие предпринимательской деятельности в Пермском крае: экологические аспекты [Текст] / А.Г. Воронина, М.Н. Руденко // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 12. – С. 1905-1918.
- Гаврилюк, А.Г. Влияние социокультурных факторов на предпринимательскую активность [Текст] / А.Г. Гаврилюк // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 12. –С. 3913-3924.
- Завьялов, Д.В. Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России [Текст] / Д.В. Завьялов, О.В. Сагинова, Н.Б. Завьялова // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 3. – С. 203-214.
- Калёнова, П.В. Исследование особенностей предпринимательской структуры финансово-кредитной сферы на современном этапе развития экономики [Текст] / П.В. Калёнова // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 12. – С. 112-122.
- Штофер, Г.А. Система показателей и порядок оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия [Текст] / Г.А. Штофер // Экономика строительства и природопользования. – 2019. – № 1(70). – С. 75-82.
- Швец, И.Ю. Региональная дифференциация инвестиционно-интеграционных процессов – мультипликационные эффекты [Текст] / И.Ю. Швец // Экономика строительства и природопользования. – 2019. – № 2(71). – С. 128-138.
- Петрова, А.Д. Роль предпринимательства в экономическом развитии региона [Текст] / А.Д. Петрова, Н.М. Блаженкова, Э.Р. Калимуллина // Вестник ВГУИТ. 2017.– Т. 79. – № 1.
– С. 386–391. - Сулейманова, К.Р. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: проблемы и тенденции [Текст] / К.Р. Сулейманова // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 16. – С. 2587-2598.
- Мерзлякова, А.В. Объект незаконного предпринимательства / А.В. Мерзлякова // Экономика, предпринимательство и право. – 2016. – Том 6. – № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: doi:10.18334/epp.6.2.35310.
- Ergina, E.I. Ecological and economic evaluation of the disturbed lands recultivation projects in the republic of Crimea [Электронный ресурс] / Ergina E.I., Ergin S.M., Sidorenko I.Ya. / Int. Sc. and Technology Conf. Far East Con (ISCFEC 2020). – IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – Published under licence by IOP Publishing Ltd, 2019. – Volume 459. – Режим доступа: doi:10.1088/1755-1315/459/2/022021
- Нуртдинова, Э.Э. Роль информационного обеспечения в предпринимательской деятельности [Текст] / Э.Э. Нуртдинова // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 4. – С. 78-83.
- Улимбашев, А.З. Особенности структуры мотивов предпринимательской деятельности [Текст] / А.З. Улимбашев, К.С. Половникова, А.А. Шемчук // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 24. – С. 3603–3620.
- Харасова, А.С. Контроллинг как информационная система поддержки принятия управленческих решений в предпринимательстве [Текст] / А.С. Харасова // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 21. – С. 17-23.
- Хорошко, А.М. Эталонное сопоставление (бенчмаркинг) как один из современных методов совершенствования организации предпринимательской деятельности [Текст] / А.М. Хорошко // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 81-84.
- Бахтеев, И.А. К вопросу формирования основных понятий теории предпринимательства // [Текст] / И.А. Бахтеев // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 18. – С. 4-12.
- Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федер. закон от 30 ноября 1994 г. N51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 2.